Главный врач юга России - специализированный медицинский журнал №2 (39) 2014 - page 66

№2 (39) • 2014
66
Реабилитация
и повышения стрессоустойчивости, формирования со-
стояния психофизиологической готовности спортсме-
на к достижению наивысшего возможного результата,
воли к победе.
Реабилитационный психофизиологический комплекс
для тренинга с БОС «Реакор» позволяет современны-
ми методами и средствами определять индивидуальную
оценку и контроль психологического статуса, когнитив-
ные характеристики, мотивационно-волевые и психо-
физиологические особенности спортсмена.
Электроэнцефалографический тренинг (ЭЭГ-БОС).
Альфа-тренинг направлен на повышение стрессоустой-
чивости, достижение глубокой психологической релак-
сации, а также активации творческих способностей.
Альфа-тета-тренинг применяется для формирования
устойчивых навыков быстрой и эффективной концен-
трации внимания.
БОС-тренинг по дыханию — обучение навыкам диа­
фрагмально-релаксационного дыхания с контролем кар-
диореспираторного резонанса для обеспечения баланса
симпатического и парасимпатического отделов ВНС с це-
лью улучшения функционального резерва организма.
БОС-тренинг по кожно-гальванической реакции (БОС-
КГР) направлен на подавление избыточной вегетатив-
ной активации в ответ на предъявление стрессогенного
стимула и предназначен для повышения психической
устойчивости к различным стрессогенным факторам,
например, предстартового волнения.
БОС-тренинг по электромиограмме (БОС-ЭМГ) по-
казан для уменьшения общего и психоэмоционального
напряжения путем снижения избыточной мышечной ак-
тивности (навык мышечной релаксации), формирования
стереотипа оптимального взаимодействия различных
мышечных групп (улучшение произвольного контроля
двигательной активности), коррекции и реабилитации
двигательных нарушений центрального и перифери-
ческого характера различного генеза путем снижения
спастичности и гиперкинетической активности.
БОС-тренинг по частоте сердечных сокращений
(БОС-ЧСС) является базовым при обучении навыкам са-
морегуляции, релаксации и концентрации спортсмена,
позволяет ликвидировать дефицит парасимпатических
влияний ВНС и повысить устойчивость организма к воз-
никновению нарушений в работе сердечно-сосудистой
системы в условиях психоэмоционального напряжения.
БОС-тренинг по параметрам кровообращения (по ам-
плитуде систолической волны, RR-интервалу, по вре-
мени распространения пульсовой волны) применя-
ется для оптимизации функционального состояния
ВНС, коррекции показателей артериального давле-
ния, кровенаполнения и др., преимущественно в ходе
реабилитационно-восстановительных процессов после
высоких физических нагрузок.
Тренинг нейробиоуправления (нейро-БОС-тренинг)
включает: нормализацию ЭЭГ, тренинг по функциональ-
ной асимметрии (для спортсменов) и тренинг по сверх-
медленной активности головного мозга. Применяется
при функциональных нарушениях ЦНС, для повышения
психической резистентности, развития навыков само-
регуляции и уровня самоперцепции, дистимических
или соматоформных расстройствах (в том числе бо-
левых) с депрессивным оттенком настроения, а также
с целью повышения спортивных результатов (в частно-
сти, по стрельбе) за счет вхождения спортсмена в специ­
фическое функциональное состояние. Статистически
значимые отличия в ЭЭГ высококвалифицированных
спортсменов и менее квалифицированных являются
отражением особого функционального состояния, вы-
работанного годами тренировок.
Стресс-тестирование. Электростимуляция с помо-
щью беспроводного электростимулятора — один из ви-
дов стрессогенных стимулов при стресс-тестировании
и обучении навыкам стрессоустойчивости. Позволяет
выявить специфические реакции организма спортсмена
на различные раздражающие факторы для выявления
наиболее лабильных параметров при выборе эффек-
тивного использования при БОС-тренинге.
Восстановительные мероприятия в спорте также
включают в себя педагогические аспекты, реализуемые
большей частью тренерским составом спортивного кол-
лектива. Ожидание спортивных успехов как результа-
та совместной деятельности и больших усилий тренера
и спортсмена предопределяет необходимость сотруд-
ничества обоих с психологом. Находясь вне процесса,
но используя специальные знания, получая и анализи-
руя полезную информацию, поступающую и от трене-
ра, и от спортсмена, психолог создает дополнительную
связь «тренер — спортсмен», которая способствует
большей устойчивости всей достаточно сложной кон-
струкции психолого-педагогических отношений в про-
цессе спортивной подготовки.
Таким образом, комплексная медицинская реабили-
тация у детей, занимающихся физкультурой и спортом,
и рекомендации по проведению учебно-тренировочного
процесса направлены на повышение уровня физиче-
ского здоровья и работоспособности, восстановление
функциональных резервов и адаптивных способностей,
сниженных в процессе неблагоприятного воздействия
физической нагрузки или в результате болезни. Исполь-
зование индивидуальных реабилитационных программ
в системе подготовки спортсменов позволяет достигать
высокого уровня подготовленности, способствует сни-
жению количества травм и заболеваний.
Литература
1.
Журавлева А. И., Граевская Н. Д. Спортивная ме-
дицина и лечебная физкультура: руководство для вра-
чей. — М: Медицина, 1993. — 432 с.
2.
Корнеева И. Т., Поляков С. Д. Здоровьесохраняющие
технологии на различных этапах тренировочного цикла // Со-
временная медицина: актуальные вопросы: материалы XIX
международной заочной научно-практической конференции
03 июня 2013 г. —Новосибирск: СибАК, 2013. —С. 88—96.
3.
Майкели Л., Дженкинс М. Энциклопедия спортивной
медицины: как предупреждать и лечить ваши спортивные
травмы согласно новейшей медицинской технике / Пер.
с англ. А. Александрова. — СПб: Лань, 1997. — 400 с.
4.
Спортивная медицина. Национальное руководство /
Проф. Б. А. Поляев, проф. Г. А. Макарова. — М: ГЭОТАР-
Медиа, 2012. — 1184 с.
5.
Ходарев С. В., Тертышная Е. С., Щекинова А. М. Лечеб­
но-восстановительные мероприятия в детско-юношеском
спорте. Пособие для врачей. — Ростов-на-Дону, 2014. —
84 с.
6.
Юмашев Г. С., Ренкер К. Основы реабилитации. — М:
Медицина, 1973. — 111 с.
7.
Rodriguez N. R., Di Marco N. M., Langley S. American
Dietetic Association; Dietitians of Canada; American College
of Sports Medicine American College of Sports Medicine
position stand. Nutrition and athletic performance // Med. Sci.
Sports. Exerc. — 2009. — 41(3). — 709—731.
I...,56,57,58,59,60,61,62,63,64,65 67,68,69,70
Powered by FlippingBook