Главный врач юга России №4 (57) 2017 - page 41

№4 (57) • 2017
39
Аннотация.
Социально-экономические трансформации
в отечественном здравоохранении привели к изменению мо-
делиповеденияиндивидавсфере здоровья, актуализировав
использование медицинскими работниками различных со-
циономических (помогающих) практик в процессе оказания
медицинской помощи. Особое внимание в статье уделено
относительно новой для отечественной медицины «помога-
ющей» практике — коучингу, позволяющей пробудить инте-
рес индивида к собственному здоровью и повысить уровень
егомотивации.
Ключевые слова:
коучинг, социономическая («помогаю-
щая») практика, использование коучинга в здравоохранении,
управление здоровьем индивида.
A. Lepin
Annotation.
Social and economic transformations in Russian
health care led to a change in the individual’s behavior in the health
field, by updating the use of various socio-economic (helping)
practices by medical workers in the process of medical care. In
the article particular attention is paid to coaching— the «helping»
practice, which is new for Russian medicine. Coaching makes it
possible to awaken the individual’s interest in his own health and
raise his level of motivation.
Keywords:
coaching, socionic practice, the use of coaching in
health care, managing the healthof the individual.
COACHING INHEALTH PRACTICE: THEORETICALANDMETHODOLOGICALASPECT
С
овременные реформы в системе российского здра-
воохранения актуализируют вопросы использова-
ния медицинскими работниками различного рода «по-
могающих» (социономических) практик, в процессе
которых врач помогает пациенту достичь благоприят-
ного состояния в том, что касается здоровья послед-
него. Их специфические и разнообразные субъект-
объектные отношения в настоящее время, по мнению
Д. А. Изуткина, неограничиваютсяисключительнорам-
ками оказания медицинской помощи, а трансформиру-
ются в диалог, основанный на определенных этических
принципах и адекватной психологической связи [5].
Одним из инновационных направлений в этой сфере
можно считать коучинг (от англ.
coach
— тренер) — от-
носительно новую для отечественной медицины «по-
могающую» практику, позволяющую пробудить интерес
пациента к собственному здоровью и повысить уровень
его мотивации, в том числе и в том, что касается приня-
тия ответственности за результаты собственного лече-
ния и состояние здоровья.
Коучинг, рассматриваемый нами как социономическая
практика,интегрируетвсебезнанияизразличныхнаучных
областей—психологии, менеджмента, консультирования,
философии, тренинговой работы, психотерапии и т. д. [7]
и в настоящее время развивается в междисциплинарном
русле, в той его части, которая ставит вопрос о создании
новойпостантропологическойпарадигмычеловека [4].
По мнениюЕ. Ю. Леонтьевой и Т. Ю. Быковской [6], при
использованиипроцедурыкоучингавмедицинскойпракти-
кеважнымявляетсяпринципразвития самостоятельности
и ответственности клиента (пациента) за происходящее
снимисегоздоровьем.Авторыпредлагаютвкачествеэф-
фективной модели отношений между врачом и пациентом
рассматривать партнерство, под которым понимается их
совместнаяработа,направленнаянетольконавыполнение
намеченного планалечения, но и на изменение ценностно-
го отношения к здоровью. В соответствии с предлагаемым
методом клиницисты должны избегать делать что-либо
за пациента, возложив большую часть ответственности
за процесс лечения на него самого. Это в действительно-
сти повышает, а не снижает вероятность изменения пове-
дения. Они подчеркивают, что основанный на приемах ко-
учинга метод мотивационного интервьюирования (активно
используемыйвсоциальнойработеслюдьмисразличными
видамизависимостейидругимиповеденческимипроблема-
ми) достаточно эффективно применяется в стоматологии
[6].Методпредставляет собой способпомощи, основанный
наприменениипростыхприемовведениябеседы—вопро-
сов, слушанияиподведенияитогов— сцельюподдержать
человека в трудном процессе изменения отношения к соб-
ственному здоровью. Роль врача в этом случае сводится
ктому, чтобыпредоставитьнеобходимуюинформацию, ко-
тораяможет помочь пациенту при принятии решения либо
стимулируетегоизменитьустановки.
Институционализации процедуры коучинга в отече-
ственном здравоохранении как социономической прак-
тики, на наш взгляд, мешают не только закрепившие-
ся в общественном мнении коннотации этой методики,
в основе которой лежит психологическая идея личного
совершенствования для всех, но и развитие медицин-
ских технологий, оттеснивших на задний план челове-
ка, обезличивших эту сферу деятельности и значитель-
но трансформировавших привычные представления
о медицинской помощи. Примером подобной инновации
в здравоохранении можно считать интерактивные фор-
мывзаимодействиямежду врачомипациентом.
Социально-экономические трансформации, проис-
ходящие в российском обществе, приводят к постепен-
ному изменению модели поведения индивида в сфере
здоровья: от лечения возникающих болезней в системе
бесплатного медицинского обслуживания, доступного
для всех категорий граждан, которым внушаласьмысль,
что об их здоровье заботится государство [3], к практи-
камвосстановленияздоровья, вкоторыхоно (восстанов-
ление) перестает быть гарантией государства и превра-
щается в услугу, оплачиваемую либо самим пациентом,
либо государством в рамках национальной программы
[2]. Переосмыслениюроссиянамиотношенияк собствен-
ному здоровью в рамках перехода от одной модели
к другой способствовали: рост популярности здорового
образа жизни среди отдельных категорий населения;
возникновение и развитие различных практик ухода
за телом посредством косметических процедур ухода
за внешностью и занятий спортом; всплеск интереса
к иррациональным, с точки зрения европейской куль-
туры, практикам здоровья, таким как йога и восточные
ИСПОЛЬЗОВАНИЕПРОЦЕДУРЫ
КОУЧИНГАВМЕДИЦИНСКОЙПРАКТИКЕ:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАСПЕКТ
А. П. Лепин
КОУЧИНГ
1...,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40 42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,...76
Powered by FlippingBook