Главный врач юга России №2 (60) 2018 - page 70

68
№2 (60) • 2018
ПСИХИАТРИЯ
базового нейролептика с целью преодоления рези-
стентности и улучшения когнитивных функций [24, 53]
либо для коррекции отдельных составляющих негатив-
ной симптоматики [53] или возникающих экстрапира-
мидных расстройств [1, 2]. Известно неспецифическое
активирующее влияние ноотропов, поэтому они чаще
назначаются при непсихотических, в частности рези-
дуальных, формах шизофренических расстройств [5,
24]. Однако на практике приходится чаще сталкиваться
с иной проблемой — индуцированными такой метабо-
лической терапией психозами. Эта проблема практиче-
ски не описывается в последние годы ни у нас в стране,
ни за рубежом. Действительно, зачастую невозможно
доказать именно индуктивный характер экзацербации
психоза при хронических психических расстройствах.
Тем более в современных условиях невозможно найти
никакого спонсора для проведения статистически до-
казательных исследований. Применительно к СДВГ су-
ществует мнение, что нерациональное увлечение ноо-
тропно-метаболической терапией как раз может быть
решающим фактором патоморфоза и приводить к тра-
гическим последствиям.
В качестве примера можно привести краткий клини-
ческий случай.
Клинический случай
Пациент М., второй ребенок в семье. Наследствен-
ность психопатологически отягощена по мужской ли-
нии—деддлительно болел параноиднойшизофренией
с развитием специфического дефекта в пожилом воз-
расте. Отец психически здоров, но имеет акцентуиро-
ванные черты по гипертимному типу. У старшего бра-
та с 15 лет отмечались эпизоды гипомании, а в 17 лет
возникло депрессивное состояние с выраженной дви-
гательной заторможенностью, но без психотических
и кататонических включений. Успешно был пролечен
по поводу биполярного аффективного расстройства
второго типа, достигнута полноценная ремиссия.
Расстройство у М. началось в 10-летнем возрасте
(2012 г.) с нарушения школьной адаптации: конфликты
с учениками и учителями, нестабильная успеваемость
при наличии адекватного интеллекта и памяти. В об-
щении со сверстниками и родителями стали преобла-
дать раздражительность, вспышки гнева. Мог быть
словоохотлив, избирательно активен. Были нарушения
сна — долго не мог (не хотел) засыпать. По инициати-
ве отца обследован детским неврологом и психиатром,
установлен диагноз: «СДВГ». Назначены гопантеновая
кислота, тиоридазин. Адекватного курсового лечения
не проходил. В 14 лет поведение стало декомпенсиро-
ванным, начались проблемы в школе, были выявлены
фазоподобные аффективные колебания в виде чере-
дования эпизодов подавленного настроения с дисфо-
рическим оттенком, падением активности, в том чис-
ле успеваемости, и периодами несколько необычного
подъема настроения с оттенком гневливости, повы-
шенной энергичности. При обращении за консультаци-
ей к психиатру, лечившему старшего брата, последний
заподозрил диагноз «биполярное аффективное рас-
стройство» и дал направление к детскому психиатру.
Однако последний подтвердил наличие только СДВГ
и рекомендовал интенсифицировать ноотропную тера-
пию. С 15 лет пациент наблюдалсядетским неврологом
с диагнозом «органическое поражение головного моз-
га, СДВГ». На протяжении 6 месяцев (с января 2017 г.)
проведено несколько курсов парентеральной и перо-
ральнойноотропной терапии (церебролизин, актовегин,
аминофенилмасляная и гопантеновая кислоты, холина
альфосцерат) в достаточно больших дозах. Дополни-
тельно назначали короткие курсы алимемазина и тио-
ридазина в малых дозах. С конца лета— начала осени
2017 г. (15 лет) М. стал подавленным, пассивным, не хо-
телидтившколу, пересталобщаться с товарищами. Ро-
дители стали замечать, что он мог замереть на месте,
как будто к чему-то прислушиваясь. Свои переживания
мальчик не раскрывал. Своими опасениями отец поде-
лился с неврологом, но та рекомендовала усилить ак-
тивирующую терапию. С октябряМ. стал внезапно кри-
чать на родителей или на брата, что они ему мешают,
что они про него якобы говорят гадости или подслуши-
вают. В общении появилась настороженность. Возника-
ло импульсивное возбуждение: мог выскочить посреди
еды из-за стола и молча убежать в свою комнату. Стал
запирать дверь в комнату, кричал на родителей, осо-
бенно на мать: «Уйди! Ненавижу!». Мог взять ножницы
иизрезатьтканевыесалфеткинакусочкииливырезать
извещейнепонятные узоры. Своеповедениеобъяснять
отказывался. Возникла академическая задолженность
по основным школьным предметам. В ноябре в один
из дней родители узнали, что сын не пошел в школу.
При попытке связаться с ним по телефону М. прислал
необычное СМС, что он просит прощения у всех. Когда
родители срочно приехали домой, то обнаружили, что
сын совершил суицид.
Анализируя клиническое наблюдение, можно судить,
что у подростка развился аффективно-параноидный
приступ. Здесь четко прослеживаются аффективные,
галлюцинаторные, кататонические симптомы, позво-
ляющие предположить именношизофренический генез
психическогорасстройства. Наличие суицидальногопо-
веденияможетбыть характернодляподростков сСДВГ
[51]. Действительно, могут быть сложности с разграни-
чениемнекоторых психотических симптомовипроявле-
ний СДВГ [50]. Но здесь было игнорирование врачами
нескольких составляющих— анамнеза идинамики пси-
хопатологического компонента. Дополнительное стан-
дартно-стереотипное назначение ноотропной терапии
лишь стимулировало развитие аутохтонного психиче-
ского заболевания, но не особо влияло на поведенче-
ские нарушения. Приведенный случай по стереотипной
тактике ведения пациента аналогичен другому случаю
1...,60,61,62,63,64,65,66,67,68,69 71,72,73,74,75,76,77,78,79,...80
Powered by FlippingBook