Главный врач юга России - специализированный медицинский журнал №1 (42) 2015 - page 40

№1 (42) •2015
40
МЫСВАМИ 10ЛЕТ!
В консультативно-диагностической поликлинике
(КДП) ФГКУ «1602 ВКГ» МО РФ в течение нескольких
летфункционируютшколыдлябольныхразличнымиза-
болеваниями. Наибольшее количество пациентов посе-
щают школы для больных с сердечно-сосудистыми за-
болеваниями, изкоторых, всвоюочередь, преобладают
пациенты с гипертонической болезнью (ГБ).
При значительной распространенности этой пато-
логии осведомленность населения о ней очень мала.
По данным статистики из разных источников, только
37,1% мужчин, страдающих ГБ, знают о наличии у них
болезни, из них лечатся около 21,6%, а эффективно
лечатся только 5,7%. Среди женщин, страдающих ГБ,
знают о наличии у них заболевания около 59%, из них
лечатся 45,7%, а эффективно лечатся только 17,5%.
Важно, что среди всех больных с артериальной ги-
пертензией (АГ) 75% имеют «мягкую» АГ. Коварство
повышенного артериального давления заключается
в том, что, необнаруживая себяклинически, оноприво-
диткразвитию структурныхизмененийвразличныхор-
ганах и тканях, получивших название органов-мишеней
(сердце, почки, сосуды, головной мозг). Как никакое
другое заболевание, ГБявляетсяболезньюобразажиз-
ни. УспехвлеченииАГвозможен тольков тесном союзе
лечащего врача и пациента, для чего помимо глубоких
знаний доктором фармакотерапии необходима пози-
тивная мотивация и огромный труд со стороны самого
больного по преодолению своего недуга.
В настоящее время вмировоймедицинской практике
признано, что одним из прогрессивных подходов к ре-
шению проблем, связанных с лечением ГБ, является
организация системыобучениябольных, котороеможет
проводиться как в стационаре, так и на амбулаторном
этапе. Последний обходится лечебному учреждению
дешевле и позволяет создавать гибкий график работы
для удобства больных.
Участие наших пациентов в образовательной про-
граммеформирует правильное представление о болез-
ни, факторах риска ее возникновения и условиях про-
грессивного течения, что позволяет больному более
четковыполнятькомплексрекомендацийвтечениедли-
тельного времени, формирует активнуюжизненную по-
зицию самихпациентовиихблизкихвдальнейшемпро-
цессе оздоровления. Обучение правилам самоконтроля
артериального давления и основных физиологических
параметроворганизма, а такжеметодампрофилактики
позволяетуменьшитьрискразвитияосложненийГБ, что
приводиткстабилизациисостоянияпациентови сниже-
нию показателей госпитализации.
На основании рекомендаций 52 Консультативно-
диагностического центра МО РФ и кафедры вну-
тренних болезней РостГМУ нами разработана про-
грамма обучения в школе больного гипертонической
болезнью (ШГБ) для амбулаторно-поликлинического
учреждения (табл. 1). Она рассчитана на 5 занятий
продолжительностью 60 минут, которые проводятся
один раз в неделю. Группа состоит из слушателей, на-
правленныхтерапевтамииливрачамидругихспециаль-
ностей, или обратившихся самостоятельно по объяв-
лению. Метод изложенияматериала— лекция-беседа.
На занятиях подробно, в доступном изложении, с де-
монстрацией слайдов и документальныхфильмов рас-
сматриваются:
понятие оптимальногоАД, факторы
его регулирования;
роль нарушения липидного обмена в развитии ГБ,
наследственности, факторов риска;
изучаются основы здорового питания;
методы лечения.
Отрабатываются практические навыки: измерение
АД, определение частоты пульса, индекса массы тела,
типа ожирения, ведение дневника самоконтроля, со-
ставление диетического плана в соответствии с инди-
видуальными особенностями. Всем пациентам уточня-
ются: время приема лекарств, дозы, прием пищи, ритм
работы; отрабатываютсядействияприостромповыше-
нии АД.
В конце занятий каждому слушателю выдаются па-
мятки с практическими советами.
На первом и заключительном занятиях проводится
анкетирование слушателей с последующим анализом
полученных результатов.
Анализ результатов наблюдения за 38 больными,
прошедшими обучение в школе больного гипертониче-
ской болезнью, показал следующее:
после обучения информированность офакторах
риска возросла с 45,4 до 100,0%;
ежедневный самоконтроль АД пациентами
увеличился с 51,9 до 88,5%;
соблюдали рекомендации врачей по лечению
84,6% больных (до обучения вшколе больного
гипертонической болезнью— всего 36,2%);
соблюдали рекомендации по вторичной
профилактике ГБ 85,3% (против 8,6% до участия
в образовательной программе);
качествожизни (по данным анкетирования)
улучшилось у 70,6%.
Таким образом, обучение в школе больного гиперто-
нической болезнью по разработанной нами программе
способствует профилактике возникновения осложне-
ний артериальной гипертензии, адекватному контро-
лю систолического и диастолического артериального
давления, повышению качества жизни. Оно является
эффективным методом в комплексной терапии боль-
ных ГБ I, II, III степени и рекомендуется для повсе-
местного внедрения в практику работы амбулаторно-
поликлинических учреждений.
Организацияиопытработы«школыбольных
гипертоническойболезнью»вконсультативно-
диагностическойполиклинике
Е. А.Кутузова, зам. заведующегопомедицинскойчасти;
Г. Г. Тимошенко, зав.терапевтическимотделением;
Консультативно-диагностическаяполиклиникаФГКУ«1602ВКГ»МОРФ, г.Ростов-на-Дону
ЭНДОКРИНОЛОГИЯ
I...,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39 41,42,43,44,45,46,47,48,49,50,...78
Powered by FlippingBook