Главный врач юга России - специализированный медицинский журнал №5 (41) 2014 - page 7

№5 (41) •2014
7
ЭНДОКРИНОЛОГИЯ
уверенными в своих способностях,
что приводило к лучшей концентра-
ции внимания на учебном материа-
ле, улучшению процесса обучения.
Снижение общего уровня тревоги
было отмечено в динамике и пошка-
ле Спилбергера. Уровень тревожно-
сти по шкале Спилбергера составил
20,0±3,0 балла, что явно отражало
снижение выраженности тревожных
расстройств у детей, переведенных
на новый метод введения инсулина
по сравнению с исходным. Динамика
наблюдалась за счет как психиче-
ской (18,0±2,0балла), такисоматиче-
ской составляющей (13,0±1,0 балла)
тревоги. Следует отметить, что уже
на первой неделе помповой инсули-
нотерапии улучшался сон, его каче-
ство ипродолжительность.
Таким образом, анализ качества
жизни пациентов, переведенных
на инсулиновую помпу, основанный
на изучении эмоционального состоя-
ния, показал:
значительное улучшение
состояния у 68 детей (47,2%);
умеренно выраженное
улучшение у 48 детей (33,3%);
незначительное улучшение
у 21 ребенка (14,6%);
состояние без перемен
у 6 детей (4,2%);
отказался от помпы
1 пациент— в связи
с появлением аллергической
реакции на тефлон и пластырь.
Об эффективности ППИИ свиде-
тельствовало улучшение показате-
лей углеводного обмена спустя 1 год
после установкипомпы. Так, уровень
HbA1c составил 7,1±1,8%, среднесу-
точная гликемия — 6,8±2,3 ммоль/л
(n=125).
Однако спустя более длительный
период (2 года после установки пом-
пы)содержаниеHbA1c (n=71)былобо-
лее высоким по сравнению с преды­
дущим исследованием (8,3±2,7%)
при значениях среднесуточной гли-
кемии 9,1±2,9ммоль/л.
Анализ причин, выявивших сни-
жение уровня метаболического кон-
троля, обнаружил уменьшение мо-
тивации к достижению оптимальных
показателей гликемии, недостаточ-
но регулярный самоконтроль, ред-
кое использование дополнительных
функций помпы (временный базаль-
ный режим, различные виды болю-
сов). Среди группы подростков эта
тенденция была выражена особенно
ярко. Родители данных пациентов
ослабили контроль, переложив всю
ответственность надетей.
С учетом полученных результа-
тов планируется увеличить крат-
ность обучения, создание так назы-
ваемых помповых клубовдлядетей
и родителей, а также усиление
контроля показателей углеводного
обмена.
Нами была разработана анкета
с целью выявления основных про-
блем при использовании помповой
терапии и анализа поведенческих
тенденций в разные временные про-
межутки после установки помпы.
Критериямиопросапослужилиполо-
жительные и отрицательные сторо-
ны использования ППИИ. По резуль-
татам проведенного анкетирования
пациентов, находящихся на помпо-
вой терапии в течение различных
периодов времени (от 4 месяцев
до 3,5 лет), были выявлены опреде-
ленные тенденции.
Среди преобладающих негатив-
ныхфакторов, помнениюпациентов,
былиотмечены:
высокая стоимость расходных
материалов— 40%;
достаточно большие размеры
прибора— 16%;
постоянная «привязанность»
к помпе (отключение не более
2 часов в сутки)— 8%;
нестойкость пластыря
при повышенной влажности
и высокой температуре
окружающей среды— 8%;
отсутствие меню на русском
языке в случае использования
помпыParadigm 712— 4%;
аллергические реакции
на пластырь и уплотнения
в местах постановки
катетеров— 4%.
Ряд пациентов, по данным тести-
рования, отразили недостаточность
технических аспектов ППИИ, сни-
жающих качество жизни. Нашли от-
ражениеподанным тестирования:
загиб канюли— 12%;
необходимость заполнения
резервуара из пенфилла— 4%;
невозможность избежать
регулярного самоконтроля
гликемии— 4%;
«зависание» инсулина при
минимальной скорости подачи
базального инсулина— 8%.
Также пациентов, в особенности
имеющих нестабильный семейный
бюджет и получивших помпы по фе-
деральной программе, волновало
отсутствие возможности повторного
получения прибора или его замены
по истечении срока гарантии (14%),
а также постоянное чувство страха
за сохранность помпы (10%). Но, не-
смотря на наличие определенных
трудностейприношениипомпы, важ-
но отметить, что положительных мо-
ментов было отмечено существенно
больше.
У некоторых пациентов преобла-
дали эмоционально восторженные
Фото 2. Занятие вшколедиабета «ЗолотойКлючик»
I,II,1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,...82
Powered by FlippingBook