Главный врач юга России - специализированный медицинский журнал №5 (41) 2014 - page 8

№5 (41) •2014
8
ЭНДОКРИНОЛОГИЯ
отзывы: «жизнь до и после», ощуще-
ние свободы от диабета и появление
желания снова жить и планировать
будущее, восприятие помпы как ча-
сти собственного организма, оду-
шевлениеприбора, особенно удетей
дошкольного возраста. Наиболее
часто были отмечены положитель-
ные моменты ППИИ, позволяющие
изменить качество жизни и способ-
ствующие достижению компенсации
сахарногодиабета:
возможность поддержания
стабильных показателей
гликемии в течение дня— 20%;
уменьшение количества
инъекций— 16%;
снижение частоты
гипогликемических состояний
и отсутствиефеномена
«утренней зари»— 4%;
доступность и простота
в эксплуатации прибора— 8%;
возможность разнообразить
питание благодаряфункции
различных болюсов— 4%;
возможность управления
помпой и подстраивание
меню прибора в зависимости
от режима дня и характера
деятельности пациентов
(планирование периодов сна
и бодрствования пожеланию,
удобство прифизической
нагрузке, свобода в приемах
пищи)— 16%.
Крометого, средиположительных
моментов было отмечено наличие
истории болюсов и доступ к про-
смотру различных характеристик
помпы, облегчающих, с одной сто-
роны, анализ, сдругой стороны, кон-
троль со стороны родителей. Также
дети и родители обратили внима-
ние на прогрессивные направления
в помповой терапии — не только
усовершенствование помп с каж-
дым годом, но и появление всевоз-
можных аксессуаров для различ-
ных возрастных категорий — 64%.
У большей части опрошенных паци-
ентов (88%) надежды после перево-
да на помповую инсулинотерапию
оправдались.
Приведенные данные наглядно
демонстрируют эффективность при-
менения новых современных высо-
котехнологичных методов введения
инсулина детям с СД 1, способству-
ющих снижению частоты поздних
осложнений, повышению качества
жизнибольных.
Для улучшения компенсации
СД 1 у детей и подростков с целью
профилактики формирования диа-
бетических осложнений, наряду
с использованием помповой инсу-
линотерапии, необходимо добивать-
ся повышения активности и дис-
циплинированности больного и его
семьи в вопросах самоконтроля
заболевания.
Высокий комплаенс пациентов,
сотрудничество с медицинскими
работниками, участие в тренинго-
вых обучающих программах будут
способствовать стойкой компенса-
ции СД 1, снижению риска развития
осложнений у детей.
Неоценимую помощь в нашей
работе оказывают методические
разработки ведущих эндокриноло-
гов нашей страны. Широко исполь-
зуются интерактивные методики
обучения с регулярным проведени-
ем занятий в школе диабета «Зо-
лотойКлючик» для детей до 12 лет
(фото 2). Учитывая возрастные
особенности детей данной воз-
растной группы, в игровой форме
проводится целый цикл обучающих
занятий, что позволяет создать
непринужденную обстановку, вы-
зватьзаинтересованность,вовлечь
в познавательный процесс. Шко-
лу диабета ежедневно проводят
врачи, получившие необходимые
знания по работе с данными ме-
тодическими разработками, и пси-
холог отделения, что позволяет
максимально увеличить результа-
тивность данной формы обучения.
В работе отделения используется
структурированная программа об-
учения детей и подростков с СД 1,
разработанная ведущими специа-
листами Института детской эндо-
кринологии, отделения сахарного
диабета детей и подростков ФГБУ
«Эндокринологический
научный
центр»МЗ РФ.
Учитывая возросшее количество
пациентов, ежегодно переходящих
на постоянную подкожную инфу-
зию инсулина, возникла необходи-
мость проводить специальные заня-
тия по помповой инсулинотерапии,
включающие не только технические
аспектыработы спомпой, ноиреше-
ние различных ситуационных задач,
направленных на достижение мак-
симальной компенсации пациентов
с СД 1, использующих инсулиновые
дозаторы.
В проведении обучающих заня-
тий большое значение имеет воз-
растной аспект пациентов, различия
в мотивации к обучению, личные ха-
рактерологические особенности, со-
циальный фактор — прежде всего,
поддержка ближайшего окружения
ребенка. Поэтому, исходя из данных
факторов, возникла необходимость
вподборекомплаентных групп, сопо-
ставимыхповозрасту, стажузаболе-
ванияиобщиминтересам. Длядетей
дошкольного и младшего школьного
возраста более приемлема игровая
форма занятий с использованием
различных методических пособий
ввидекарточексгероямимультфиль-
мов, переноса ситуации на вообра-
жаемых героев. Занятия с родителя-
ми проводятся врачом и психологом
с учетом индивидуальных особенно-
стейобучающихсяи степени запроса
информациинаразныхэтапахразви-
тия заболевания.
Самой сложной группой в процес-
се обучения являются, безусловно,
подростки. Здесь невозможен под-
бор единой эффективной формы
обучения. Опираться нужно на все
стороны жизнедеятельности моло-
дого человека. На первый план, как
правило, выходит социальная адап-
тация пациента, принятие факта за-
болевания, неизбежности случивше-
гося. Любаяформа взаимодействия,
гдеестьотклик уподростка, берется
во внимание. Достаточно успешной
формой могут быть обучающие за-
нятия с пациентами одной возраст-
ной группы с различным стажем
заболевания, различной степенью
компенсации и занимаемой позиции
в подростковой среде. Наиболее
компенсированные, психологически
адаптированные подростки с СД 1
добиваются более высоких целей,
чем молодые люди, которые не име-
ют ограничений по здоровью. Так,
благодаря этим навыкам и сплочен-
ности группа подростков, представ-
ляющаяРостовскую область, смогла
одержатьбезусловнуюпобедувДиа­
спартакиаде, прошедшей в г. Сочи
в 2012 году. Документальный фильм
и фотоматериалы демонстрируют-
ся на занятиях школ диабета, что
помогает пациентам почувствовать
себя более сильными и способными
справиться со сложной жизненной
ситуацией. Вместе с нашими пациен-
тами мы стараемся жить с девизом:
«Если хочешь быть счастливым —
будь им!».
Внедрение результатов науч-
ных разработок позволило опти-
мизировать подходы к диагности-
ке и лечению сахарного диабета
у детей, существенно снизить ко-
личество тяжелых и осложненных
форм, улучшить качество жизни
пациентов.
I,II,1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,...82
Powered by FlippingBook