Главный врач юга России - специализированный медицинский журнал №2 (39) 2014 - page 52

№2 (39) • 2014
52
СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА
Для формирования полноценной системы спорта
ЛИН необходимо разработать и утвердить в Минспор-
те РФ программу развития видов спорта ЛИН на 2014—
2020 годы, предусмотрев в ней решение следующих пер-
воочередных задач.
1. Обеспечить соответствующее реальной практи-
ке представительство спорта ЛИН во Всероссийском
реестре видов спорта, а именно — значительно увели-
чить количество спортивных дисциплин (не менее чем
в 20 раз) как летних, так и зимних видов спорта, а также
предусмотреть возможность привлечения занимающих-
ся всех половозрастных групп.
2. Разработать и утвердить полноценный раздел
спорта ЛИН в Единой Всероссийской спортивной клас-
сификации, включив в него все 9 ступеней классифика-
ционной лестницы — от мастера спорта России между-
народного класса до III юношеского разряда, а также
нормы и требования для присвоения спортивных званий
и спортивных разрядов во всех спортивных дисципли-
нах, в которых результат измеряется мерами времени,
пространства и массы.
3. По мере расширения международного спортивного
календаря и появления российских спортсменов, способ-
ных достойно представлять нашу страну в этих соревно-
ваниях, добиться расширения Единого календарного
плана межрегиональных, всероссийских и международ-
ных спортивных соревнований и мероприятий по подго-
товке к ним по разделу спорта ЛИН.
4. Распространить действие Положения о присвоении
почетных спортивных званий за выдающиеся достижения
спортсменов с интеллектуальными нарушениями по про-
граммам паралимпийского движения, то есть в рамках
традиционной модели соревновательной деятельности
(Евсеев С. П., 2005).
Решение этих задач позволит привести деятельность
в области данного вида адаптивного спорта в соответ-
ствие с действующим законодательством и нормативно-
правовой базой в сфере физической культуры и спорта,
устранить существенную дискриминацию ЛИН в данной
сфере социальной практики. А это, в свою очередь, от-
крывает возможности для решения традиционных це-
лей и задач, ставящихся в Программах развития того
или иного вида спорта в России. Рассмотрим их как про-
должение первоочередных задач.
5. Развитие спорта высших достижений, обеспечение
успешного и стабильного выступления российских спорт­
сменов на международных соревнованиях и Паралим-
пийских играх по спорту ЛИН.
Решение данной задачи предусматривает создание
и внедрение в работу сборных команд России научно-
методического, медико-биологического, психологическо-
го (включая психологическое тестирование) обеспече-
ния; системы повышения квалификации тренеров, судей,
специалистов; системы отбора спортсменов и соответ-
ствующие критерии; единой электронной базы данных
спортсменов, тренеров, судей по спорту ЛИН; антидопин-
говой программы; перспективных научно-методических
и медико-биологических технологий и др. Развитие спор-
та высших достижений ЛИН предполагает, помимо пере-
численного, разработку и внедрение региональных про-
грамм подготовки резерва и основного состава сборных
команд России, открытие отделений спорта ЛИН в регио-
нальных центрах спортивной подготовки, а также совер-
шенствование системы управления, организации и про-
ведения спортивных мероприятий.
В рамках медицинского обеспечения сборных команд
России необходимо обеспечить систематическое функ-
ционирование службы медицинских классификаторов
для ЛИН, четкое взаимодействие этой службы с между-
народными организациями, выполняющими аналогичные
функции.
6. Подготовка спортивного резерва, создание условий
для подготовки и отбора детей, подростков и молодежи
в сборные команды России ЛИН.
Сегодняшнее состояние спорта ЛИН в нашей стране
настоятельно требует объединения усилий различных
ведомств социальной сферы для значительного увели-
чения количества отделений адаптивного спорта ЛИН
и количества занимающихся в них в учреждениях и ор-
ганизациях не только физической культуры и спорта,
но и образования, социальной защиты, здравоохранения
различных организационно-правовых форм. Данная за-
дача становится возможной в связи с признанием адап-
тивного спорта как средства физической реабилитации,
социальной интеграции и повышения уровня качества
жизни инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья (Евсеев С. П., 1996—2011).
Как показывает опыт Специального Олимпийско-
го Комитета Санкт-Петербурга, важнейшим условием
успешного решения данной задачи является подготовка
и подписание Коллективного договора между органами
исполнительной власти в области физической культуры
и спорта, образования, социальной защиты населения,
здравоохранения и учреждениями, находящимися в под-
чинении этих органов.
Для того, чтобы отделения адаптивного спорта ЛИН
эффективно действовали, необходимо разработать,
утвердить и внедрить в практику программы спортивной
подготовки в соответствии с требованиями специаль-
ных федеральных стандартов спортивной подготовки,
устанавливаемых для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе для ЛИН, а также
дополнительные образовательные программы в области
адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
для образовательных учреждений дополнительного об-
разования детей.
При разработке данных программ необходимо руко-
водствоваться содержанием этапов многолетней спор-
тивной подготовки, утвержденных приказом Минспорт-
туризма РФ от 03.04.2009 №157, а также Федеральным
законом от 06.12.2011 №412-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации».
К данным этапам относятся:
спортивно-оздоровительный этап;
этап начальной подготовки;
тренировочный этап (этап спортивной
специализации);
этап совершенствования спортивного
мастерства;
этап высшего спортивного мастерства.
При этом на спортивно-оздоровительный этап не рас-
пространяются требования специальных федеральных
стандартов спортивной подготовки, которые определя-
ют требования к содержанию остальных этапов через
программы спортивной подготовки. Учитывая то, что
основной задачей спортивно-оздоровительного этапа
спортивной подготовки является укрепление здоровья
I...,42,43,44,45,46,47,48,49,50,51 53,54,55,56,57,58,59,60,61,62,...70
Powered by FlippingBook