Главный врач юга России №3 (56) 2017 - page 16

14
№3 (56) • 2017
ПЕДИАТРИЯ
уже у школьников первых классов.
Значит, причины возникновения по-
роков развития позвоночника надо
искать и устранять еще в дошколь-
ном возрасте. Осанка вырабатыва-
ется в процессе роста и развития
ребенка. Она во многом зависит
от положения позвоночного столба
и развития мышц, удерживающих
егов правильномположении.
В утробематерипозвоночникпло-
да представляет собой равномер-
ную дугу, вершиной обращенную на-
зад. Сразу после рождения ребенка,
когда при первых его вдохах легкие
начинают заполняться воздухом,
позвоночник выпрямляется почти
до прямой линии. С этого момента
и начинается формирование осанки,
продолжающееся в течение всего
процесса развитияребенка.
Когдамалышаначинаютповорачи-
вать икласть наживотик, ондвигает
головойвстороны,азатемподнимает
головку и удерживает ее в поднятом
положении. При этом у него разви-
ваются мышцышеи. В шейной части
позвоночника образуется изгиб впе-
ред. Когда ребенок начинает сидеть,
образуетсявторойизгибпозвоночни-
ка в грудной его части, выпуклостью
обращенный назад. В дальнейшем
при вставании ребенка на ножки таз
его поворачивается вокруг головок
бедренных костей, наклоняется впе-
ред, вызывая третийизгибпозвоноч-
ника в поясничной части, выпукло-
стьюобращенныйвперед.
Дефектыосанкии сколиозымогут
возникнуть еще в грудном возрас-
те, когда в костной системе ребенка
имеется большое количество неоко-
стеневшей (хрящевой) ткани. Одной
из причин их возникновения может
быть, как известно, неправильное—
всегда на одной руке — ношение
малыша. Дефекты осанки, кифозы
и лордозы могут возникнуть и в ре-
зультате того, что ребенка слиш-
ком рано начинают сажать, ставить
на ножки или учить ходить, а недо-
статочно развитые мышцы, разгиба-
ющие спину, еще не подготовлены
кнесению статическойнагрузки.
В чемже основные причины обра-
зования дефектов осанки и сколио-
зов у детей?
Это,во-первых,общеенедостаточ-
ное развитие мускулатуры ребенка
(слабость мышц), во-вторых, не-
равномерное развитие мышц спины,
живота, бедер, удерживающих по-
звоночниквправильномположении.
Существует и ряд других небла-
гоприятных факторов, способству-
ющих развитию дефектов осанки:
продолжительная болезнь ребенка
(рахит) или частые заболевания, ос-
лабляющие его организм, болезни,
приводящие к параличам. Большую
роль в образовании сколиозов игра-
ют неудовлетворительный общий
режим жизни ребенка (пассивный
отдых, отсутствие прогулок, недо-
статочный сон), слишком мягкая по-
стель, неправильныйрежимпитания.
Способствует формированию де-
фектов осанки несоответствующая
росту ребенка мебель, неудобная
одежда, неправильные позы и такие
привычки, как опора при стоянии
на одну ногу, неправильное сидение
за столом, чтение и рисование лежа
в постели на боку, однообразные
движения, например, отталкивание
одной и тойже ногой при езде на са-
мокате, прыжки на одной ноге при
игрев «классы» и т. п.
Понятно, что чем раньше выявлен
дефект осанки, особенно сколиоз,
и чем раньше приняты необходимые
меры, тем большего успеха можно
добиться в устранении дефекта. Не-
обходимо уже с грудного возраста
создавать условия, способствующие
развитию мускулатуры ребенка, то
есть правильно организовывать об-
щий и двигательный режим его жиз-
ни. Очень вредно туго пеленать
детей и оставлять их в таком поло-
жениинадолгоевремя, ибо этоогра-
ничивает движения и неблагоприят-
но отражается на работе внутренних
органов.Несколькоразвденьребен-
ка следует разворачивать и давать
ему возможность свободно двигать
ногамиируками.Оченьбольшоезна-
чениевдвигательномрежимеимеют
физические упражнения.
В младшем дошкольном возрас-
те, когда ребенок начинает уверен-
но ходить, бегать, прыгать, полезно
проводить с ним подвижные игры,
давать игровые задания, включа-
ющие главным образом упражне-
ния общеразвивающего характе-
ра и укрепляющие мышцы живота
и спины.
В старшем дошкольном возрас-
те (4—6 лет) можно постепенно
переходить к специальным упраж-
нениям, способствующим формиро-
ванию осанки. Имитационные (под-
ражательные) движения, например,
«растягивание пружины», «лыжник»,
«зайчик» и т. д., должны проделы-
ваться с детьми дома по нескольку
раз в день. Упражнения надо да-
вать в виде отдельных, интересных
для ребенка заданий. Например,
для того, чтобы выполнить «потяги-
вание», детям предлагается пока-
зать, какими они вырастут больши-
ми; для того, чтобы они наклонялись
в стороны, изобразить, каккачаются
деревья; для прогибания спины —
каквыгибается кошка.
Заниматьсядетидолжнывмягкой
обуви, легком, свободном костюм-
чике, без тугих резинок. Для упраж-
нений лежа необходима чистая
подстилка.Обязательнохорошопро-
ветрить комнату перед занятиями.
Упражнения лучше всего проде-
лывать в первой половине дня, ког-
да дети еще не утомлены, до приема
пищиинеранеечемчерез1—1,5часа
после него. Не следует делать сразу
слишком много движений, вполне
достаточно 4—6 упражнений, повто-
ряя их в среднем от 3—4 до 5—6 раз
и часто меняя исходные положения.
Не надо пытаться искусственно ре-
гулировать дыхание маленького
ребенка. Необходимо наблюдать
за тем, чтобы он дышал через нос,
не задерживалдыхания. Полный вы-
дохдостигается громкимпроизноше-
нием различных звуков, например,
«ух», «ах», «ох», при наклоневперед,
как в упражнении «дровосек». Надо
всегда обращать внимание на то,
чтобы занимающийся не опускал
низко голову, не горбился и выпол-
нял упражнения достаточно энер-
гично, но не требовать от ребенка
гимнастической четкости— чистоты
выполнениядвижений.
Необходимо разнообразить уп­
ражнения, используя мячи, флажки,
палки, обручи, мешочки с песком
и другие предметы. После наиболее
трудных движений хорошо на не-
сколько минут дать ребенку отдо-
хнуть сидя на детском стульчике.
Общая длительность занятий физи-
ческими упражнениями не должна
превышать 20—30минут.
Очень ценнымидляребят являют-
ся упражненияв такихестественных
1...,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,...68
Powered by FlippingBook